Доступная среда

Условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами

«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб».  Владимир Путин

  Создание доступной среды для всех

   В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

Задачи организации доступной среды в рамках школы

  • развитие  инклюзивного образования;
  • создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
  • создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности и формирование доступной среды;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
  • расширение материальной базы и  ресурсного обеспечения школы для организации обучения  детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если  обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Категория информации: 

Тотальный диктант "Доступная среда"

  С 1 по 10 декабря 2023 состоится Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда», которая призвана привлечь внимание к правам и потребностям людей с инвалидностью.

Каждый житель России сможет проверить свои знания по вопросам ситуационной помощи, этики общения и создания доступной среды для людей с инвалидностью. Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда» приурочена к Международному дню инвалидов и направлена на привлечение внимания россиян к правам и потребностям людей с инвалидностью.
На официальном сайте мероприятия будет представлена ссылка на подключение к трансляции и прохождению теста. Принять участие можно с любого персонального устройства, имеющего доступ в Интернет.
Предварительная регистрация продлится до 1 декабря на сайте акции: www.total-test.ru.
По результатам Тотального теста «Доступная среда» будет сформирован рейтинг по уровню вовлеченности субъектов Российской Федерации в мероприятия по созданию условий доступности социальной инфраструктуры для людей с инвалидностью и знаний по вопросам инклюзии и организации доступной среды. Пройти тестирование можно будет с 1 по 10 декабря 2023 года в любое удобное время на сайте акции: www.total-test.ru.

Дети с ОВЗ и дети - инвалиды в школе: комфортные условия для их обучения и общения

Устройство школьной среды имеет значение для каждого ученика, а для ребенка с ОВЗ – тем более. Элементы среды, их расположение, взаимодействие — все это влияет на успешность работы учителя.

С 20 января 2022 года образовательная деятельность в МБОУ СОШ №15 г.Шахты ведется в двух зданиях, расположенных друг напротив друга: 

  • ул.Дачная, 202- а - начальная школа;
  • ул.Дачная, 223- основаная и средняя школа. 
Для организации доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются следующие объектные условия:
  • на входной зоне имеются тактильные доски с выпуклыми надписями, транслирующие наименование школы и график работы. Тактильная таблица продублирована шрифтом Брайля;
  • на прозрачных полотнах дверей предусмотрена яркая контрастная маркировка высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенная на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути. (желтый круг диаметром 15 см);
  •  дверные наличники  (края дверного полотна) выделены контрастным желтым цветом отличным от дверного полотна;
  • центральные входные зоны оборудованы пандусами, имеются удобные широкие проемы для въезда на территории школьного двора и зданий школы;
  • в зданиях МБОУ СОШ №15 г.Шахты для МГН  (маломобильные группы населения) оборудованы санитарные комнаты: широкие проемы дверей, увеличена  площадь помещений, установлены откидные и стационарные поручни, навесные настенные складные сиденья, которые  применяются для удобства пересадки из коляски (ул.Дачная, 202-а), имеются кнопки сигнализации.
  • тактильная разметка контрастного цвета.
Информационная среда.
Прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК г.Шахты.Организуется  индивидуальное обучение на дому по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся. 
Субъектная среда.
В целях обеспечения освоения детьми с ОВЗ в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог и медицинский работник. Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ №15 г.Шахты со всеми участниками образовательного процесса (ученик, родитель, педагог) проводится информационно-просветительская, консультативная работа по вопросам, связанным с особенностями организации образовательной деятельности для данной категории детей.
С целью вовлечения детей с ОВЗ во внеклассную и внеурочную деятельность дети с ОВЗ, дети - иинвалиды принимают участие в праздничных программах, конкурсах, акциях и декадах. 
 
 
Категория информации: