Доступная среда

Условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами

«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб».  Владимир Путин

  Создание доступной среды для всех

   В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

Задачи организации доступной среды в рамках школы

  • развитие  инклюзивного образования;
  • создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
  • создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности и формирование доступной среды;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
  • расширение материальной базы и  ресурсного обеспечения школы для организации обучения  детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если  обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Сведения о специально – оборудованных учебных кабинетах

Устройство школьной среды имеет значение для каждого ученика, а для ребенка с ОВЗ – тем более. Элементы среды, их расположение, взаимодействие — все это влияет на успешность работы учителя. С 20 января 2022 года образовательная деятельность в МБОУ СОШ №15 г.Шахты ведется в двух зданиях, расположенных друг напротив друга:  ул.Дачная, 202- а - начальная школа; ул.Дачная, 223- основная и средняя школа. В  МБОУ СОШ №15 г.Шахты созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:   

  • прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК; 
  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся организуется индивидуальное обучение на дому и инклюзивное образование;
  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в ОО проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса -обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками ;
  • в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» и регионального проекта по организации инклюзивного обучения детей-инвалидов, а так же для эффективного включения детей-инвалидов в процесс инклюзивного обучения учителя проходят курсы повышения квалификации  по вопросам организации интегрированного образования детей-инвалидов.

  Учебные кабинеты устроены таким образом, что инвалиды и лица с ОВЗ могут реализовать свои образовательные потребности. Большинство школьных кабинетов имеют дверной проем без порожка, правильную прямоугольную форму. Площадь учебных помещений позволяет свободно перемещаться на специализированных средствах передвижения. Классы оснащены большим количеством источников электропитания для подключения ТСО и интерактивного оборудования. В кабинетах имеются мультимедийные проекторы, интерактивные доски с комплектом программного обеспечения.

 Имеется специализированный кабинет психолога оснащенный  сенсорным оборудованием:

  • световой столик-планшет  для рисования песком;
  • воздушно-пузырьковая панель;
  • интерактивная панель  (панно) «Бесконечность 4 фигуры»;
  • флуорисцентная панель для рисования;
  • тактильная дорожка (7 составных модулей);
  • разгрузочное кресло «Трансформер»;
  • световой куб;
  • балансировочные доски – 2 шт.;
  • ковер «Звездное небо 300»;
  • панно «Кривое зеркало»;
  • "Сухой душ" круглый из атласных ленточек;
  • ковер «Звездное небо 300».

Сведения об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для осуществления образовательной деятельности в школе имеются все необходимые объекты для проведения теоретических и практических занятий, средства обучения и воспитания.

Сведения о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

   Информационным центром школы является школьная библиотека, в которой собраны и систематизированы материалы в помощь учебно-воспитательному процессу, оформлены подборки материалов в помощь классному руководителю, по подготовке к экзаменам, материалы к памятным историческим и литературным датам.

   Библиотека школы располагает одним читальным залом на 10 посадочных мест. Читальный зал оснащен ноутбуками (в количестве 4 шт.). Компьютеры позволяют получать доступ к электронным информационным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам.

Рабочее место библиотекаря оснащено:

- компьютером для библиотекаря;

- многофункциональным  принтером.

Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

г.Шахты, ул. Дачная, 202-а :

  • спортивный зал –170,5 кв.м.;
  • спортивная площадка с элементами тартанового покрытия  – 988 кв.м

г.Шахты, уд.Дачная, 223:

  • гимнастический зал  -  82,20 кв.м.

Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

№ п/п

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Ед.изм-я

Кол-во

1

«Мольберт ученический хлопушка М-2НН» - напольный  деревянный мольберт

шт

5

2

Набор красок акриловых СОНЕТ 12цв. по 10мл в картонной упаковке

шт

5

3

Набор кистей SCHOOL&HOBBY пони круглые

шт

5

4

Холст на картоне мелкозернистый PINAX 30х35см, грунт

акриловый, хлопок 100%

шт

5

5

Палитра пластиковая МАЛЕВИЧЪ овальная

шт

5

6

Мягкий пол развивающий "Классики"

шт

1

7

Мягкий пол развивающий «Алфавит Русский».

шт

1

8

Коврик-пазл, 1 × 1 м, одноцветный. Цвета в ассортименте

шт

1

9

Мягкий пол развивающий «Алфавит Английский».

комплект

1

10

Англо-русский словарь/  Русско-английский словарь для младших школьников

шт.

15

11

Орфографический словарь

шт.

27

12

Цифровой микроскоп для начальной школы,Levenhuk Rainbow D2L, 0,3 Мпикс, Moonstone\Лунный камень

шт.

26

13

Стол шахматный тип №1. В комплекте с набором шахматных фигур деревянных .Размер стола габаритный: 1000 × 600 × 750 мм.Столешница: 25 мм, кромка ПВХ 2 мм.

шт.

4

14

Табурет для шахматного стола тип №1 

шт.

8

15

Настенная демонстрационная магнитно-маркерная доска с набором шахматных фигур. Шахматная доска размера 

шт.

2

16

Фигуры шахматные НАПОЛЬНЫЕ (король 41 см) с доской виниловой 175 см

шт.

2

17

Сюжетные (предметные) картинки по русскому/родному языку и литературному чтению для начальных классов

шт.

4

18

Модели объемные демонстрационные для начальной школы

шт.

4

19

Комплект моделей по изобразительному искусству

шт.

4

20

Доска магнитно- маркерная

шт.

6

21

Комплект Звездный мир

шт.

4

22

Комплект классных инструментов

шт.

4

23

Комплект демонстрационного оборудования по окружающему миру для начальной школы

шт.

4

24

Коллекции и гербарии

шт.

4

25

Муляжи предметов (вазы, фрукты, овощи)

шт.

4

26

Комплект раздаточных пособий

шт.

4

27

Экознайка-НШ2. Модель солнечных часов

шт.

26

28

Набор для экспериментирования "Наблюдения за природой. Вода и воздух"

шт.

4

29

Комбинированное пособие "Времена года"

шт.

4

30

Комбинированное пособие "От Земли до звезд"

шт.

4

31

Комбинированное пособие "Животные"

шт.

4

32

Электронное наглядное пособие с приложением "Пейзаж в произведениях русских художников

шт.

4

33

Коллекция "Семена и плоды"

шт.

4

34

"Время" (комплект)

шт.

4

35.

Комплект оборудования и инструментов для отработки практических умений и навыков по изобразительному искусству для начальной школы

шт.

4

36.

Комплект раздаточный учебно-лабораторного и практического оборудования по технологии для начальной школы

комплект

4

37.

Коллекции по предметной области технология для начальной школы

шт.

4

38.

Коллекция промышленных образцов тканей, ниток и фурнитуры

шт.

4

39.

Туристический компас с цепочкой и кольцом

шт.

26

40.

Карты учебные для начальной школы

шт.

4

41.

Интерактивный развивающий стол для начальной школы

шт.

2

42.

Цифровая лаборатория по естествознанию для начальной школы

шт.

1

Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации

   Центральные  входы и/или запасные входы в здания школы оснащены пандусами, имеются удобные широкие проемы для въезда на территории школьного двора и зданий школы. На входных зонах имеются тактильные доски с выпуклыми надписями, транслирующие наименование школы и график работы. Тактильные таблицы продублирована шрифтом Брайля. Во входных рекреациях имеются  тактильные мнемосхемы плана эвакуации из зданий школы.  На прозрачных полотнах дверей предусмотрена яркая контрастная маркировка высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенная на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути. (желтый круг диаметром 15 см). Дверные наличники  (края дверного полотна) выделены контрастным желтым цветом отличным от дверного полотна. В зданиях МБОУ СОШ №15 г.Шахты для МГН  (маломобильные группы населения) оборудованы санитарные комнаты: широкие проемы дверей, увеличена  площадь помещений, установлены откидные и стационарные поручни, навесные настенные складные сиденья, которые  применяются для удобства пересадки из коляски (ул.Дачная, 202-а), имеются кнопки сигнализации, а также тактильная разметка контрастного цвета.

Сведения о специальных условиях питания

   Питание обучающихся школы  организовано в соответствии со ст.37 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормами СанПиНа 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и постановлением Администрации города Шахты от  28.09.2020 №2916 «Об организации бесплатного горячего питания обучающимся в муниципальных учреждениях на территории муниципального образования «Город Шахты» (с изменениями от 24.12.2020г. № 3978, от 11.11.2022г. 3691, от 11.08.2023г. №2620,   2626 от 11.08.2023г.Дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья получают бесплатное горячее питание в соответствии с десятидневным (примерным) меню и действующими натуральными нормами питания, требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:

    • один раз в день — детям - инвалидам согласно меню, утвержденному исполнителем услуг;
    • два раза в  день (завтрак и обед) – детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), согласно меню, утвержденному исполнителем услуг.

Режим питания обучающихся предполагает прием пищи в определенное время в соответствии с графиком питания обучающихся.Качество продукции ежедневно контролируется бракеражной комиссией МБОУ СОШ №15 г. Шахты в составе 4 человек, что находит отражение в бракеражных журналах.На пищеблоке МБОУ СОШ №15 г.Шахты созданы и поддерживаются необходимые санитарные условия. Пищеблок оснащен  технологическим оборудованием, набор помещений и оборудования полностью соответствует типу пищеблока.Технологическое оборудование пищеблока соответствует техническим и санитарным условиям, находится в рабочем состоянии. Столовая начальной школы и буфет для обучающихся 5-11 классов обеспечены умывальниками, установленными из расчета пропускной способности столовой (1 умывальник на 20 посадочных мест).

Сведения о специальных условиях охраны здоровья

В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» МБОУ СОШ №15 г.Шахты создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления охраны здоровья:

  • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • организация питания обучающихся;
  • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
  • пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
  • прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских, психиатрических осмотров и диспансеризации;
  • профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
  • обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
  • профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
  • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

В рамках договора о сотрудничестве с  Государственным казенным общеобразовательным учреждением Ростовской области «Шахтинская специальная школа-интернат №16» от 01.09.2023г. организована психолого-педагогическая помощь обучающимся ОО в отношении которых реализуется инклюзивное образование, в том числе:

  • психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья, включенными в инклюзивную форму образования;
  • оказание психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, включенными в инклюзивную форму образования;
  • оказание просветительской и консультативной помощи родителям (законным представителям) и педагогам.

Инклюзивное образование предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности. Учителя начальных классов и учителя-предметники широко используют средства обучения, обеспечивающие дифференциацию и индивидуализацию учебной работы на уроке и во внеурочное время: учебники, рабочие тетради, атласы, индивидуальные задания. 

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. Информационная база школы оснащена:

  • электронной почтой;
  • выходом в Интернет;
  • разработан и действует сайт;
  • созданы официальные страницы в социальных сетях «ВКонтакте», «Телеграмм»

 Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент-фильтрации.  Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей школы закрыт.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Электронные образовательные ресурсы:

https://resh.edu.ru

http://eor-np.ru/

http://www.edusite.ru/

http://rusobr.ru/

http://eorhelp.ru/ 

Полезные образовательные сайты

  • Минпросвещения России: http://минобрнауки.рф
  • Министерство общего и профессионального образования Ростовской области: http://rostobr.ru
  • Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru
  • Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена http://www.ege.edu.ru/
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru/
  • Федеральный институт педагогических измерений http: //fipi.ru/
  • Федеральный портал «Российское образование»:  http://www.edu.ru
  • Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»:  http://window.edu.ru
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru
  • Сайт КПМО: http://www.kpmo.ru/ 
  • Безопасный интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт:  http://i-deti.org
  • Департамент образования г.Шахты: www.shakhty-edu.ru 
  • «Административные регламенты», содержащий информацию об административных регламентах предоставления муниципальных услуг в сфере образования: http://www.shakhty-edu.ru/taxonomy/term/57 
  • «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»: www.gosuslugi.ru
  • «Портал государственных и муниципальных услуг Ростовской области»:  www.61.gosuslugi.ru
  • Портал многофункциональных центров Ростовской области:  www.mfc61.ru
  • Администрация г.Шахты  http://www.shakhty-gorod.ru/
  • «Горячая линия» по борьбе с коррупцией Министерства общего и профессионального образования Ростовской области  http://www.rostobr.ru/feedback/hotlines/   
  • «Горячая линия» по борьбе с коррупцией Департамента образования г.Шахты:  http://shakhty-edu.ru/hotline   
  • Всероссийский профориентационный портал «Траектория успеха»: http://школа-профориентация.рф/    
  • Международный квест по цифровой грамотности СЕТЕВИЧОКwww.сетевичок.рф
  • Национальный рейтинг детей и молодежи «Страна молодых»www.странамолодых.рф 
  • Межрегиональныый проект правового просвещения «Адвокатура в школе»:  https://fparf.ru/for-citizens/education/education-advocacy-school/   

Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

     Школа оборудована специальными условиями и вспомогательными средствами. В обоих зданиях школы при входе имеются пандусы, расширены дверные проемы в  учебные и санитарно-гигиенические помещения; определен порядок оказания ситуационной помощи со стороны персонала на входе в школу и при получении услуг на объекте, на стеклянных дверях школы имеется контрастная маркировка дверей и информационная наклейка (желтый круг), вход в здание оборудован специализированным тактильно-визуальным знаковым средством отображения информации (тактильная табличка с шрифтом Брайля); для коррекционной работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ используется  кабинет педагога-психолога, кабинет логопеда.

 Наличие  общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ - отсутствует

Категория информации: 

Тотальный диктант "Доступная среда"

  С 1 по 10 декабря 2023 состоится Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда», которая призвана привлечь внимание к правам и потребностям людей с инвалидностью.

Каждый житель России сможет проверить свои знания по вопросам ситуационной помощи, этики общения и создания доступной среды для людей с инвалидностью. Общероссийская акция Тотальный тест «Доступная среда» приурочена к Международному дню инвалидов и направлена на привлечение внимания россиян к правам и потребностям людей с инвалидностью.
На официальном сайте мероприятия будет представлена ссылка на подключение к трансляции и прохождению теста. Принять участие можно с любого персонального устройства, имеющего доступ в Интернет.
Предварительная регистрация продлится до 1 декабря на сайте акции: www.total-test.ru.
По результатам Тотального теста «Доступная среда» будет сформирован рейтинг по уровню вовлеченности субъектов Российской Федерации в мероприятия по созданию условий доступности социальной инфраструктуры для людей с инвалидностью и знаний по вопросам инклюзии и организации доступной среды. Пройти тестирование можно будет с 1 по 10 декабря 2023 года в любое удобное время на сайте акции: www.total-test.ru.

Договор о сотрудничестве по вопросу организации психолого - педагогического сопровождения инклюзивного образования

Дети с ОВЗ и дети - инвалиды в школе: комфортные условия для их обучения и общения

Устройство школьной среды имеет значение для каждого ученика, а для ребенка с ОВЗ – тем более. Элементы среды, их расположение, взаимодействие — все это влияет на успешность работы учителя.

С 20 января 2022 года образовательная деятельность в МБОУ СОШ №15 г.Шахты ведется в двух зданиях, расположенных друг напротив друга: 

  • ул.Дачная, 202- а - начальная школа;
  • ул.Дачная, 223- основаная и средняя школа. 
Для организации доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются следующие объектные условия:
  • на входной зоне имеются тактильные доски с выпуклыми надписями, транслирующие наименование школы и график работы. Тактильная таблица продублирована шрифтом Брайля;
  • на прозрачных полотнах дверей предусмотрена яркая контрастная маркировка высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенная на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути. (желтый круг диаметром 15 см);
  •  дверные наличники  (края дверного полотна) выделены контрастным желтым цветом отличным от дверного полотна;
  • центральные входные зоны оборудованы пандусами, имеются удобные широкие проемы для въезда на территории школьного двора и зданий школы;
  • в зданиях МБОУ СОШ №15 г.Шахты для МГН  (маломобильные группы населения) оборудованы санитарные комнаты: широкие проемы дверей, увеличена  площадь помещений, установлены откидные и стационарные поручни, навесные настенные складные сиденья, которые  применяются для удобства пересадки из коляски (ул.Дачная, 202-а), имеются кнопки сигнализации.
  • тактильная разметка контрастного цвета.
Информационная среда.
Прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК г.Шахты.Организуется  индивидуальное обучение на дому по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся. 
Субъектная среда.
В целях обеспечения освоения детьми с ОВЗ в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог и медицинский работник. Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ №15 г.Шахты со всеми участниками образовательного процесса (ученик, родитель, педагог) проводится информационно-просветительская, консультативная работа по вопросам, связанным с особенностями организации образовательной деятельности для данной категории детей.
С целью вовлечения детей с ОВЗ во внеклассную и внеурочную деятельность дети с ОВЗ, дети - иинвалиды принимают участие в праздничных программах, конкурсах, акциях и декадах. 
 
 
Категория информации: 

Изменения в статью 9 Областного закона от 22.10.2004№ 165 -ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области"

Информация о внесении изменений в статью 9 Областного закона от 22.10.2004 №165-ЗС « О социальной поддержке детства в Ростовской области»